Правда ли, что украинским пограничникам разрешили стрелять по тем, кто пытается покинуть страну, и использовать дроны с видом от первого лица (FPV) для их ликвидации? Нет, это неправда: Государственная пограничная служба Украины опровергла это утверждение в переписке с Lead Stories, пояснив, что украинские пограничники действуют строго в рамках закона и оружие, включая FPV-дроны, применяют только против оккупантов.
Данное утверждение появилось в видео (архив здесь), опубликованном в социальной сети TikTok 5 марта 2024 года. В тексте к посту сказано:
Украинским пограничникам разрешили открывать огонь по тем, кто пытается сбежать из страны, а также применять FPV-дроны на поражение.
Так выглядел фрагмент TikTok видео на момент написания материала:
(Источник: скриншот TikTok видео, сделан 12 марта 2024, в 11:04:12 UTC)
В качестве доказательства автор видео, пользователи социальных сетей (архив здесь) и прокремлёвские СМИ распространяют фотографию (архив здесь) с баннером, на котором написано (переведено с украинского Lead Stories):
Внимание! В случае незаконного пересечения границы сотрудники Государственной пограничной службы Украины применят оружие, включая FPV-дроны.
9 марта 2024 года Государственная пограничная служба Украины (архив здесь) сообщила Lead Stories по электронной почте, что данное утверждение не соответствует действительности, и предоставила ссылку (архив здесь) на Украинский государственный центр противодействия дезинформации (архив здесь). Центр назвал распространяемое утверждение и сам баннер ― фейком, целью которого является запугивание населения страны и дискредитация пограничников.
Согласно Центру, действующее законодательство позволяет пограничным войскам использовать оружие, включая FPV-дроны, исключительно против оккупационных сил и для отражения нападения незаконных вооружённых формирований, пытающихся проникнуть на территорию Украины. Центр сообщает (перевод с украинского сделан Lead Stories):
Украинские пограничники действуют строго в рамках закона, и оружие, включая FPV-дроны, применяют только против оккупантов, что они почувствовали на себе в первые дни полномасштабного вторжения в Украину.
В Статье 21 закона Украины «О Государственной пограничной службе» (архив здесь) об «Условиях и пределах использования и применения мер принуждения личным составом Государственной пограничной службы» сказано (переведено с украинского Lead Stories):
Вид мер принуждения и интенсивность его применения определяются с учётом конкретной ситуации, характера правонарушения и индивидуальных особенностей лица, совершившего или совершающего правонарушение. (...).
Избранная мера принуждения должна быть законной, необходимой, пропорциональной и эффективной. (...).
В случае невозможности избежать применения меры принуждения такая мера принуждения не должна превышать меры, необходимые для выполнения возложенных на Государственную пограничную службу Украины задач, и должна сводиться к минимизации риска причинения вреда жизни и здоровью лица, совершившего правонарушение, а также жизни и здоровью других лиц.(...).
В данной статье закона, регулирующей деятельность пограничной службы, не говорится о том, что украинским пограничникам разрешено открывать огонь по гражданам, желающим покинуть страну, или применять против них FPV-дроны для поражения.
С начала полномасштабной войны в Украине FPV-дроны (архив здесь) стали важной частью военного арсенала страны и приобрели репутацию мощного оружия.